В болоте неэффективности
Так, согласно стратегической модели Майкла Портера, зависимость между
долей на рынке и эффективностью компании (показатель ROI, сокр. от «return
of investment», коэффициент окупаемости инвестиций) имеет U-форму. Эта
зависимость более известна под названием «кривая Портера». Менее известно
название одного из ее сегментов. А именно — «нижнего». О нем поговорим
отдельно.
Значения, находящиеся ниже условного уровня минимальных значений показателя
эффективности инвестиций, характеризуют работу компании «в ноль» или около
того и носят названия «болота неэффективности».
Название «болото» не случайно. У находящейся в этой зоне компании просто
не хватает ресурсов для продвижения по кривой вправо, то есть увеличения
объемов продаж и, соответственно, доли рынка, вне зависимости от того,
достигается ли оно за счет увеличения объемов производства или за счет
стимулирования продаж. В любом случае это означает увеличение затрат,
средства на которые при такой политике выживания взять просто неоткуда.
Сдвиг влево означает концентрацию усилий, внедрение жесткой системы учета
и контроля, ликвидацию непрофильных и убыточных бизнесов, отказ от проблемных
зон продаж.
Последовательное внедрение такой стратегии требует серьезной реструктуризации
компании и, главное, воли собственника. Практика показывает, что собственник
далеко не всегда может решиться на такие шаги, а наемный менеджер тоже
часто не заинтересован на решительные реформы в условиях кризиса ввиду
высоких рисков, предстоящих трудностей и неочевидности успеха.
Топтание в болоте Портера — типичная причина нынешних затруднений, которые
переживает большинство компаний, действующих на рынке светопрозрачных
конструкций сегодня.
Попасть в болото можно с обеих сторон.
Многие растущие компании оказались в болоте слева — взяв кредиты для расширения
производства «как все», они ориентировались на будущие контракты, полученные
от корпоративного заказчика, и оказались в проигрыше, когда грянул экономический
кризис, поскольку сегмент массового промышленного строительства пострадал
от него больше всего.
Другие, крупные и ранее благополучные, фирмы скатились в болото справа,
причем по той же причине — работа в сегменте для корпоративного заказчика,
где уже «топталось» абсолютное большинство фирм-производителей. Потеря
или приостановка одного-двух крупных заказов оказали фатальные последствия
для удержания своей доли рынка в зоне успешности на кривой ROI, и теперь
потребуются неординарные шаги, вплоть до отказа от части бизнеса, чтобы
вернуться в эффективную область.
Очень часто попадание в зону неэффективности вызвано ориентацией компании
на производство, то есть загрузкой мощностей как бизнес-целью. Недогруженность
мощностей — не причина, а последствие неэффективной политики компании.
Причем это типичная картина: по данным опросов на начало 2009 года, мощности
большинства компаний-производителей оказались загруженными лишь на 30%.
Следующая типичная причина — слабость продуктового портфеля компании,
т.е. невозможность быстро переориентироваться на другое изделие (продуктовая
диверсификация), или наличие в портфеле компании «слабых» (т.е. средних
или низких по качеству или характеристикам) изделий, которые и в более
благополучные времена не пользовались особым спросом.
Какие же стратегии позволяют компаниям не попасть в болото? Их несколько.
1 2 3 Следующая
Журнал ОКНА. ДВЕРИ. ВИТРАЖИ
Мастер
Смотрите также
|