От управления к менеджменту качества по ISO 9001:2000<br>

Термин «управление» используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека. В различных информационных источниках содержатся разнообразные определения термина «управление». В общем случае под управлением понимается как процесс постановки цели, так и деятельность по достижению поставленной цели.
В последнее время все больше используется термин менеджмент для замены термина «управление». Дело в том, что для одного русского слова управление существует два английских аналога: management и control. Разницу между ними можно поискать в толковых словарях английского языка и обнаружить примерно следующее принципиальное различие, представленное в следующей таблице.

Чтобы уяснить, когда следует использовать термин менеджмент, а когда — управление, можно придерживаться следующего правила: если между управляющим человеком и объектом управления стоит еще один человек, и управляющий может воздействовать на объект управления только через человека-посредника, тогда следует использовать термин менеджмент.
В соответствии с этим, когда мы говорим об управлении качеством, то ему соответствует фраза quality control, а если о менеджменте качества, то используется quality management. Кратко приведем формальное определение менеджмента качества из стандарта ISO9000:2005.
Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Любая организация управляема. Лучшим подходом к управлению организацией может считаться системный подход, когда организация: задает цели; идентифицирует процессы, приводящие к этим целям; управляет этими процессами, как взаимосвязанными элементами; управление осуществляется на основе результативности и эффективности.
Очень часто происходит недопонимание того, что достижение целей не является единственным критерием того, хорошо или плохо работает организация. Существенно, чтобы функционирование организации осуществлялось результативно и эффективно: результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов; эффективность — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Нередко под эффективностью понимается лишь экономическая эффективность, что несколько ограничительно. Эффективность организации скажет нам, насколько хорошо мы работаем в отношении использованных ресурсов: как расходуются финансовые средства, насколько загружен персонал, какова доля доходов на одного сотрудника, процент загрузки оборудования и т.п.
Результативность — несколько другой критерий оценки функционирования организации, по сути, это вопрос выполнения планов и достижения целей. В реальности нам требуется еще знание, например, процента выполненных контрактов в срок; процента контрактов, выполненных с отклонениями; насколько полно выполняются графики работ и т.д.
Исходя из этих соображений, видно, что при управлении организацией может быть несколько критериев оценки ее функционирования, что, вообще говоря, приводит к некоторой путанице, если во главу угла не поставлена главная цель — удовлетворение потребителя производимой продукцией.
В принятой терминологии считается, что продукция — результат процесса. Приведенное выше определение говорит о том, что когда речь идет о продукции, то может подразумеваться не только некоторая товарная продукция, но и услуга, что часто обозначается в формате: продукция/услуга, чтобы подчеркнуть безразличность того, к производству чего мы применяем методы менеджмента. Заканчивается цикл такого процесса изучением и оценкой степени удовлетворенности заказчиков от взаимодействия с организацией, с тем, чтобы произвести необходимые корректирующие действия с целью постоянного повышения удовлетворенности клиентов и всех заинтересованных сторон. 1 2 3 Следующая

Журнал ОКНА. ДВЕРИ. ВИТРАЖИ




Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.