Школа садового дизайна

    Школа садового дизайна Текст: Михаил Диев
Журнал “Садовник”
 

Школа садового дизайна

Философия садоводства

В театральном мире считается, что костюм способен "вытянуть" игру актера, превратить ее из профессиональной в талантливую. Получили вы, допустим, роль офицера царской армии. Репетируете, репетируете. Вскидываете брови, "держите спину" – и все равно ощущаете себя битым жизнью интеллигентом. Но вот надеваете мундир и, войдя в буфет, небрежно бросаете: "Человек! Стакан спрайта и хот-дог!"

 


На дачном участке костюмом является сад. Без него дом – гол, насколько бы совершенным он ни был. Но не каждый сад – мундир. Не каждый сад смокинг или камзол. Есть сады – тулупы, сады-рубища и сады – набедренные повязки. И повсюду, повсюду вопиющие несоответствия садов домам. Куда ни глянь – то генерал в рубище с аксельбантами, то сантехник в камзоле.

 

Вы скажете, что, к счастью, деревья растут, и со временем эти несоответствия, если и не исчезнут совсем, то по крайней мере перестанут быть заметными. Несомненно! Но сколько лет должно пройти? Десять? Тридцать? Сто? Вы надеетесь дожить до тысячи?! Живите! Хотя, на мой взгляд, можно сделать свой мир гармоничным сразу. Конечно, Матушка-природа рано или поздно исправит любые ваши ошибки. Но стоит ли ждать? Не легче ли сажать сады набело?

 

Философия садоводства. Этот термин кажется надуманным. О какой философии может идти речь применительно к такому утилитарному занятию?! Сажай себе да ухаживай. Почитывай книжки, полистывай журналы, твори согласно со своими знаниями и умением – все будет хорошо!

 

Но я хочу, чтоб хорошо было всегда. И с каждым годом все лучше и лучше. Готов на жертвы и затраты, но не желаю становиться в зависимость от своего творения, как и не желаю ставить его в зависимость от себя.

 

Вот с этой осознанной необходимости и начинается философия… Для начала важно понять, что в саду изменчиво, что неизменно. Что предсказуемо, а что нет. Обратимо, необратимо и неотвратимо. Как это сделать?

 

У каждого свой способ. Кто сутками лежит в траве, впитывая небеса. Кто – жжет костер, слушая Моцарта. Ну а кто просто валяет дурака, читая стихи соседской собаке. И вдруг – чудо! Параллельные линии мыслей и чувств пересекаются. И как никогда ясно возникает фантом желанного мира, в котором взрослеть интересно, а стареть уютно…

 

Перевожу с поэтического на русский: любой настоящий сад начинается с концепции. "Бабушкин сад", "Нагорная дубрава", "Привокзальный сквер" – комфортная среда требует названия. Пусть оно будет звучать вычурно или слащаво, например "Сад вздохов", – его никто никогда не услышит, разве только почувствует. Но оно необходимо! Потому как позволит соединить воспоминания и мечты в нечто, живое и самодостаточное. Воистину: назвать – родить.

 

Вот теперь можно приступать к проектированию, к рисованию кружочков и звездочек на ватмане и к установке кольев на газоне. Увлекательное, доложу я вам, занятие!

 

Конечно, есть некие каноны распределения будущих объектов в пространстве. Например, нельзя в пейзажной группе сажать несколько деревьев на одной линии или нельзя хвойные породы чередовать с быстрорастущими лиственными. Если сравнить садовый дизайн с поэзией, то это всего-навсего грамотность, умение читать и писать. Но поэту, как и садоводу, этого, конечно, мало. Им необходимо уметь создавать гармонично-ритмичные произведения. Здесь, кроме грамотности, нужно обладать некоторым опытом и логическим мышлением. Но, впрочем, достаточно. Нет?

 

Талант? Ах, да, талант!.. Но ему научить невозможно. Им возможно только заболеть. Вам это нужно? Ведь болезнь, пусть даже самая приятная, – все равно болезнь. Лучше всего ограничиться обыкновенным вдохновением. Оно как ОРЗ: неделя терзаний и – все.

 

Философия садоводства. Что же это все-таки такое? Это проецирование разных сторон человеческой жизни на жизнь растительную в рамках отдельно взятого участка. Вообще философия – наука не утилитарная, но каждый может найти в ней много полезного для своей деятельности. В том числе и мы, садоводы-садовладельцы.

 

Лично я, пофилософствовав в течение нескольких десятков лет, посажав сады себе и другим, пришел к парадоксальному выводу: на участке сад первичен, а дом – вторичен. То есть, по большому счету, сад должен сажаться до постройки дома. Понимаю, что это невозможно, но, если разобраться, мы живем в мире необходимых невозможностей. Играем роли в пьесе Матушки-природы сообразно своим костюмам.

 

Философствуйте, господа, философствуйте. Хуже не будет.






Смотрите также


Copyright © 2010-2019 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.