Если вдуматься | Статьи о ландшафтном дизайне и архитектуре

    Если вдуматься | Статьи о ландшафтном дизайне и архитектуре сада

Александр Сергеев

ландшафтный дизайнер, художник, биолог

Ландшафтная мастерская Сергеевых, г. Екатеринбург

Если вдуматься

Последние, если не ошибусь, 15 лет (и особенно 5-7 лет) в ландшафтном искусстве России – особенное время. Мы не имеем выраженной традиции декоративного оформления небольших частных придомовых территорий (5-30 соток). Она начинает возникать, буквально, на наших глазах. В том, что мы наблюдаем теперь, видятся две условно-разнонаправленные тенденции. Первая – резкий принципиальный рост среди лучших образцов. Вторая – массовое воспроизводство образцов худших.

 

Обычно, дизайнер, демонстрирующий решение, с которым я не нахожу в себе силы не поспорить, в целом соглашается с моей оценкой и оправдывается ссылкой на заказчика. Распространенная позиция выглядит так: "Конечно, мы все понимаем. Но он (она) хочет этого, и что мы можем сделать? А у вас что, не так, что ли?". Действительно, заказчик на то и заказчик, чтобы мы выполняли его требования. Больше того, думаю, было бы странно ставить перед собой задачу соблюдения привычных дизайнерских норм (композиционных, колористических и пр.) в ущерб комфорту владельца и будущего пользователя сада.

 

К этой проблеме правильно подойти с другой стороны. Заказчик обращается к ландшафтному дизайнеру как к специалисту в той области, в которой сам он специалистом не является, и думать, что он ждет от дизайнеров лишь технического обеспечения своих собственных идей и решений, нет никаких оснований.

 

Требования заказчика могут иметь очень разные формы – от весьма неопределенного описания впечатления, которое он желал бы получать от своего сада, до конкретной фотографии из журнала или книги. Наша задача эти требования расшифровать. Те или иные образы, которые заказчик видит как желаемые, воплощают некоторый набор характеристик. Именно эти характеристики, по существу, и являются теми реальными "требованиями заказчика", на которые мы должны ориентироваться.

 

В распоряжении садового дизайнера находится принципиально больший набор образов ландшафтных форм, чем тот набор, который знаком неспециалисту. Обладая профессиональными знаниями и опытом, мы должны быть в состоянии предложить такой вариант оформления участка, который при необходимых "потребительских качествах" будет иметь правильную с художественной точки зрения форму. Именно этого, если разобраться, и ждет заказчик от дизайнера.

 

Проиллюстрирую эти рассуждения

Обратившиеся к нам заказчики, попросили сделать в углу их небольшого горизонтального участка "альпийскую горку" и маленький водоем с перекинутым через него мостиком. В качестве примеров нам были показаны некоторые фотографии из журналов. Они представляли варианты знакомой всем ландшафтной конструкции: сложенное из камней с помощью цементного раствора специфическое сооружение, с вершины которого течет вода, и маленький гантелеобразный водоем с выгнутым мостиком, закрывающим обидно большую долю водной поверхности. Мы сразу высказали свое категорическое неприятие этой формы. В дальнейшей беседе стало понятно, что нашим заказчикам не нужны ни скальные, ни тем более высокогорные растения ("альпийская горка"), ни высокое нагромождение камней на горизонтальной поверхности, ни нелепый ручей, берущий начало на вершине. Важным оказался звук журчащей воды и отражение мостика в зеркале водоема при взгляде из дома. Совсем другое дело! Все это можно оформить иначе. Мы высказали свои предложения, и они были приняты.

 

"Водоем" теперь состоит из двух частей. Дальняя (если смотреть от дома) его сторона, как бы подсохла. Она представляет собой небольшую сухую поверхность из галечника и далее - заросли кустарников, подобранных по внешнему сходству с болотными (спирея Дугласа, дерен белый Кессельринга и пр.). Эти растения прикрывают часть забора. Под мостиком тоже нет воды. По нему мы проходим через сухое русло, соединяющее мнимое болото и собственно водоем. Зеркало воды почти круглое. Диаметр его пять метров. Внутри широкая галечная отмель, которая переходит в якобы подсохшие окружающие низкие берега. Из-за этого размер водоема визуально увеличивается. Если смотреть от дома, мостик оказывается на дальнем краю водоема. На водной глади видно его эффектное отражение. "Горку" мы отменили. На отмели установлен камень с отверстием, из которого, негромко журча, бежит вода. Открытая сейчас часть забора должна быть оплетена девичьим виноградом. Нужно добавить, что наше решение технически проще и дешевле изначального варианта.

 

Хорошо, когда материал позволяет создать, выражаясь пафосно,  "памятник садового искусства". Но, разумеется, в жизни мы не всегда имеем такую возможность. Что же касается просто качественного продукта, то эта цель абсолютно реалистична.






Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.