Национальный природный парк "Лосиный остров" - вчера, сегодн

    Национальный природный парк "Лосиный остров" - вчера, сегодня, завтра

Национальный природный парк "Лосиный остров" - вчера, сегодня, завтра

22 февраля 2007 года в конференц-зале Московского Дома Архитектора правление Союза московских архитекторов (СМА) и Региональная общественная организация "Московское объединение ландшафтных архитекторов" представили доклад архитекторов Е.А. Носова и Л.У. Молдавской "Национальный природный парк "Лосиный остров" - вчера, сегодня, завтра".

Парк расположен в Московской области и г. Москве. Создан в 1983 г. Площадь - 11 тыс. га, в том числе 3 тыс. га - в административных границах города. Расположен к северо-востоку от Москвы, в центре Восточно-Европейской равнины с абсолютными отметками 192-234 м над ур.м.

Парк был создан с целью сохранения и восстановления уникального для Подмосковья природного комплекса и проведения на его базе природоохранной просветительской работы среди населения.

Территория Лосиного острова имеет особую для Москвы средозащитную, природоохранную, культурную и историческую ценность. Пользование землями национального парка разрешается в учебно-просветительских, рекреационных и научно-исследовательских целях.

С учетом специфики местоположения национального парка "Лосиный остров" в центре крупнейшей в нашей стране Московской городской агломерации и стоящих перед ним задач, а также состояния его природных комплексов (степени их антропогенной нарушенности) и природоохранной ценности территории, здесь изначально были выделены следующие зоны:
-- особо охраняемая, выделенная с целью сохранения и восстановления природных экосистем в процессе их естественно развития, сохранения в парке всего разнообразия местных видов растений и животных; в пределах этой зоны выделены заповедные участки;
-- учебно-экскурсионная зона, предназначенная для проведения массовой учебно-просветительской работы по природоохранной тематике посредством организации учебных экскурсий и прогулочного познавательного отдыха на специальных маршрутах;
-- рекреационная зона, выделенная для организации повседневного отдыха населения прилегающих к парку городских жилых кварталов с целью предотвращения активного рекреационного использования основной территории Лосиного острова.

Каково же положение дел на сегодняшний день, по мнению докладчиков?
Оценка по организационно-правовому критерию выявляет самые острые проблемы управления территорией Парка в целом, управления отдельными лесопарками или природными комплексами, конфликты на границе с соседями по агломерации, показывает наличие конфликта с существующими и вновь насаждаемыми сторонними пользователями, конфликт по обслуживанию технических коридоров инженерных сетей, дорог и пр.
Оценка по природному (геоэкологическому) критерию показала, что уникальность территории Лосиного острова заключается в том, что это единственная сохранившаяся а Московском регионе крупная природная территория, полностью входящая в структуру ландшафта московских зандровых и моренно-водноледниковых плоских и волнистых равнин, являющегося частью Мещерской физико-географической провинции.
В случае с НП "Лосиный Остров" объектами охраны должны являться кроме долины р. Яузы - еще и уникальные ландшафты Московской Мещеры - эталонные ландшафты.
Оценка по градостроительному критерию показывает проблемность существующего функционального зонирования территории.

Учитывая всё вышесказанное и опираясь на планы застройки Москвы и ближайшего Подмосковья в обозримом будущем, выступающие представили концепцию развития Парка до 2025 года.

Основой деятельности Национального парка "Лосиный остров" в условиях агломерации мегаполиса должно стать сохранение эталонных ландшафтов зандрового комплекса ледниковой равнины как среды обитания типичной для них флоры и фауны.

Территориальные претензии фактически, всех прилегающих городских округов и муниципальных образований, связанные с развитием их инфраструктур, ставят перед Парком проблему территориальной компенсации.

В концепции рассмотрены сценарии компенсации и варианты планировочной организации Парка при инвариантной административно-хозяйственной структуре, сформированной по принципу геоэкологической специфики и функциональной специализации лесопарков.

I сценарий - компенсация отчуждаемой территории за счет объединения участков Щелковского лесопарка, при включении в них сельхозземель, концептуальное изменение функциональных зон, административных границ (в соответствии с зонами наибольшей приближенности и влияния муниципальных образований), изменение хозяйственных границ 8 лесопарков вместо 6 (в соответствии с геоэкологичесшм зонированием).
Достоинства:
Большая адекватность управления территорией, возможность специализации лесопарков и характера реабилитационных мероприятии.
Недостатки:
Сложность одновременного изменения всех границ, необходимость изменения закона о муниципальных образованиях, хотя возможна очередность изменении Сельхозземгш Щелковского района, разделяющие участки леса, проданы банкам и присоединение их к НПЛО вызывает резкий отпор администрации района.

II сценарий - компенсация отчуждаемой территории за счет Озерного лесопарка концептуальное изменение функциональных зон, изменение границ 8 лесопарков вместо 6, (в соответствии с геоэкологическим зонированием), изменение границы Парка (в соответствии с компенсационным обменом), сохранение границ административной принадлежности, кроме Щелковского района.
Достоинства:
Возможность специализации лесопарков и характера реабилитационных мероприятии Присоединение Озерного лесопарка кажется более безболезненным, поскольку является охраняемой территорией, и. пока, не продана под застройку, хотя и наблюдается ее периметральная коррозия. В связи с этим, акцию присоединения лесопарка к Национальному Парку можно расценивать, как спасение территории и создание полноценного ландшафтного комплекса "Московская Мещера".
Недостатки:
Несколько меньшая адекватность управления территорией, т.к. один природный комплекс - лесопарк может быть расположен в нескольких муниципальных образованиях, хотя с точки зрения очередности может занять свое место в тактике развития Парка.

III сценарий - компенсация отчуждаемой территории за счет Озерного лесопарка, изменение функционального зонирования, но сохранение существующих административных и хозяйственных границ.
Достоинства:
С точки зрения авторов возможен лишь как первоочередной этап реабилитационных мероприятий, т.к. не затрагивает административно-хозяйственной организации парка, но и улучшает его положение, что является недостатком сценария.

IV сценарий - компенсация отчуждаемой территории за счет Озерного лесопарка, но в меньшем размере, чем во II и III сценариях, функциональное зонирование отличается от предыдущих вариантов отсутствием в особо охраняемой зоне участков покоя для сохранения гнездовий, мест размножения животных, мест произрастания ценных растении,  границы лесопарков меняются в соответствии с существующими административными границами.
Достоинства:
Каждым лесопарк имеет одно отделение милиции и ГОЧС. а также одного прокурора и градостроительный совет.
Недостатки:
Геоэкологические зоны как природные комплексы оказываются разделены на несколько лесопарков, каждый из которых является неоднородной территорией с точки зрения гносеологии и устойчивости, а потому с невыявленным предметом охраны и измельченной системой реабилитационных мероприятии, не рассчитанных на реабилитацию всего данного ландшафта.
При кажущейся простоте изменения только внутренних границ лесопарков в соответствии с существующими административными границами, эта процедура, при ее юридической направленности, не имеет природоохранного смысла, т.к. административные границы не обусловлены проблемой сохранения единства ландшафтной структуры лесопарков.

Выступление сопровождалось кинофильмом о животном и растительном мире Лосиного острова, о мероприятиях по защите парка и образовательных экологических программах для подрастающего поколения.





Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.