Строительные компании. Как они получают строительные подряды

Хотелось бы коснуться основных путей, которыми на сегодняшний день получаются подряды на строительство зданий нежилого назначения, т.е. зданий для бизнеса. Это – цеха, склады, автотехцентры, торговые и административные комплексы, паркинги, быстровозводимые и временные здания и ещё многое другое.

Я бы отметил 3 основных пути, по которым двигаются большинство строительных организаций. Исключая те строительные компании, которые входят в состав крупных объединений (холдингов), и загружены работой по «внутренним» заказам:

Крупные строительные компании, хорошо известные ещё со времён СССР (и их правопреемники) в ряде случаев могут позволить себе в своём роде «почивать на лаврах» - они по старой памяти обеспечиваются муниципальными, государственными и прочими окологосударственными заказами, а так же заказами крупных госпредприятий. Это крупнейшие СМУ, Мостотряды и т.п. Строительные компании, работающие уже «исторически», либо по линии личных связей своего руководства с обычно очень небольшой группой крупных заказчиков, из года в год обеспечивающими относительно стабильную загрузку строительных мощностей. Строительные компании, работающие на открытом рынке, получающие заказы на основе анализа рыночной ситуации, формулирования конкурентоспособного предложения и доведения этого предложения до максимального числа потенциальных заказчиков.

Все эти пути имеют как свои «сильные», положительные стороны, так и слабые места. Причём как для самой строительной компании, так и для её заказчиков. Попытаюсь систематизировать эти плюсы и минусы следующим образом:

1-й путь Для заказчика Плюсы Заказчик имеет дело с проверенной годами организацией, обладающей, как правило, опытом работы, квалифицированными кадрами, хорошо технически оснащённой. Минусы Как правило, мягко говоря, недёшево. И очень трудно торговаться в классическом смысле этого слова. Сильно порой мешающий (замедляющий работу) бюрократический фактор. Для подрядчика Плюсы Относительно стабильная загрузка производственных и строительных мощностей. Нет необходимости (во всяком случае пока что) осуществлять "борьбу за Заказчика". Те. минимальные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Ну и плюсы для заказчика в данном случае являются такими же плюсами и для подрядчика. Серьёзные активы при необходимости существенно облегчают процесс привлечения внешнего финансирования. Минусы Серьёзная (более серьёзная, чем у других) зависимость от макроэкономических факторов, от политической ситуации в стране и в регионе. И трудности в финансировании проектов, на сегодняшний день практически неизбежные при работе с бюджетными организациями. 2-й путь Для заказчика Плюсы Заказчик имеет дело с хорошо знакомой ему организацией и хорошо знакомыми, надёжными людьми. Как известно, знакомый недостаток - уже половина недостатка. Возможно и некоторое "выкручивание рук" подрядчику, само существование которого порой в значительной мере зависит от заказчика. Минусы Цена, как правило, перестаёт контролироваться, что позволяет подрядчику (как минимум в пределах разумного) её завышать. А благодаря хорошим и доверительным отношениям - и "проталкивать". То же со сроками и качеством - подрядчик нередко (порой - небезосновательно) надеется на снисходительное к себе отношение. Для подрядчика Плюсы Относительно стабильная загрузка производственных и строительных мощностей. Нет необходимости (во всяком случае пока что) осуществлять "борьбу за Заказчика". Те. минимальные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Минусы Серьёзная зависимость не только от экономического положения и стратегических планов небольшой группы предприятий-заказчиков, но и от состояния личных взаимоотношений с их полномочными представителями. 3-й путь Для заказчика Плюсы Возможность выбора на рынке оптимальных ценовых и сроковых параметров. Максимально из всех вариантов выраженная возможность жёстко отстаивать свою позицию и свои интересы. Возможность наиболее плотного контроля хода работ и наиболее дотошной приёмки её результатов. Минусы Неизвестная (малоизвестная) заказчику компания. Неизвестные люди. Пугающие "подводные камни". Для подрядчика Плюсы Диверсификация рисков, связанных с политическими, отраслевыми и прочими переменами. Снижение рисков от обострения взаимоотношений (не важно, по чьей вине) с отдельными заказчиками. Минусы Достаточно серьёзные расходы на рекламно-маркетинговые мероприятия и организацию продаж. Неизбежно "рваный" ритм всего бизнеса даже на относительно небольших временных промежутках, создающий соответствующие финансовые риски. Периодически возникающая в рамках выполнения договоров необходимость заниматься не вполне свойственными видами работ.

Совершенно очевидно, что оптимальным выглядит путь, представляющий собой разумное сочетание элементов всех трёх путей. Ведь рано или поздно предприятия, идущие в чистом виде по первым 2-м путям, будут просто вынуждены вносить в свою работу маркетинговые элементы 3-го пути. Без этого в долгосрочной перспективе им просто не выжить. А предприятия, идущие в чистом виде по 3-му пути (как правило – относительно молодые недавно образованные компании или компании, выделившиеся из крупных строительных организаций) и хорошо делающие своё дело, всё равно обрастают постоянной клиентурой и выходят на уровень регулярного получения государственных заказов и заказов крупных корпораций. На стремительно растущем строительном рынке России места хватит всем, более того – сейчас в стране дефицит строительных мощностей. Важно просто активно участвовать в процессах на этом рынке, а не стоять в стороне в роли наблюдателя.

Материал предоставлен ООО «ПромГражданСтрой»




Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.