Традиционализм

Функционализм и возникающий на его основе международный стиль имели в качестве противоположного полюса тенденций которые возвращали в архитектуру традиционные композиционные принципы и использование классических форм. Эти тенденции проявились в совершенно различных общественных и культурных условиях и имели различные причины возникновения и смысл. Тенденции традиционализма, отступившие в первой трети XX столетия под напором авангардистских течений, в 40-х годах снова получают широкое распространение. При этом некоторые работы, представляющие данные тенденции, руководствуются принципами функциональной и пространственной целесообразности, что было характерно, например, и для архитектуры А. Перре, Й. Плечника, Э. Г. Асплунда или Я. П. Ауда.  В Италии и Германии архитектура приобрела формы крайне схематического академизма, находившегося в согласии с господствовавшей в этих странах идеологией фашизма.

Уже в 30-е годы архитектура была также часто инспирирована классическими формами. Обращение к классическому наследию наиболее широкие масштабы приобрело в архитектуре СССР в связи со стремлением добиться с ее помощью максимального идеологического воздействия на первых этапах строительства социалистического общества. Носителями этой тенденции были А. Г. Мордвинов, Л. А. Руднев, А. В. Власов, И. В. Жолтовский. Типичными примерами являются постройки, появившиеся после 1934 г. на основе генерального плана реконструкции Москвы (улица Горького, станции метрополитена), а в послевоенный период — высотные здания, например университет им. Ломоносова в Москве или сооружения Волго-Донского канала (1948—1952),

В конце 40 — начале 50-х годов историзм на определенный период получил распространение в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше Румынии и Чехословакии, где имел ограниченный масштаб и был более многозначным, так как исходил как из общих классических прототипов, так и их исторических форм местной архитектуры. Больше всего он проявился в архитектуре общественных зданий, прежде всего культурного назначения и памятников. В Чехословакии это направление в архитектуре более всего связано с началом массового жилого строительства и возникновения новых городов, например Дубницы в Словакии или Гавиржова, Порубы и Карвина у Остравы.

С точки зрения развития архитектуры в целом примечательно, что тенденции роста традиционализма в середине XX столетия по времени совпали с усилением критической реакции на односторонне рациональные моменты механически понимаемого функционализма. В начале второй половины XX столетия традиционализм получил развитие и в ряде других государств. Проявляется он и в работах японских архитекторов, которые символически использовали в зданиях, выполненных из железобетона, формы и структуры деревянных конструкций. При этом применяются уже традиционные для строительной культуры этой страны пространственная гибкость и типизация.

Также и характер мексиканской архитектуры с ее монументальными барельефами, настенной живописью и мозаикой указывает на связь с художественными традициями, берущими свое начало еще в культуре Майя (III—IX вв.), и таким образом создает преемственность художественного творчества периода «до Колумба» с современным реализмом. Прямую связь с традиционными формами или принципами их образования все чаще можно было видеть в архитектуре памятников, представительных государственных и общественных зданий, которые появлялись в развивающихся странах в связи с получением ими политической и хозяйственной независимости.

Многие архитекторы обращаются к стилистическим принципам античности и классицизма, композиционные схемы которых и «большой ордер» оживают с помощью новых архитектурных и конструктивных средств.

Характерной для этой ориентации является архитектура культурного центра Линкольна в Нью-Йорке (1957—1964, авторы У. К. Гаррисон, Ф. Джонсон и М. Абрамовиц) или посольства США в Афинах (1961, по проекту В. Гропиуса и его творческой группы «ТАК»). Под влиянием неоклассицизма находится и архитектура университетской галереи Шелдон в Линкольне, построенная по проекту Ф. Джонсона; мотивами средневековой архитектуры пользуется М. Ямасаки.

Статичностью, симметрией и законченностью архитектурной композиции отличаются планировка и пространственное решение новой столицы Бразилиа. В 1949—1951 гг. разработан проект нового индийского города Чандигарха, над которым вначале работал

М. Новицкий. Вместе с классическими и романтическими представлениями в тот период оживают и принципы барокко.

Несмотря на многочисленные примеры использования композиционных прототипов и формальных систем прошлого, не происходит, однако, их полного воспроизведения. Чаще всего они получают новую интерпретацию, которая в современной архитектуре принимается скорее как глубокое чувство исторической преемственности различных эпох, чем как простой эклектизм.




Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.