Международный стиль

Новую группу стран, где в конце 20-х годов стали использоваться принципы рационалистической концепции архитектуры, составили Польша, Венгрия и Румыния. В Польше это было связано с группой «Презенс» и журналом «Блок». Членами ее были Б. и С. Брукалски, Б. Лахерт, Ю. Шанаец, наиболее активными — Е. и Ш. Сыркусы, создатели жилых домов «ВСМ» в Варшаве. Ш. Сыркус и Ю. Хмелевский являются также авторами проекта «Функциональной Варшавы» (1934). В Венгрии сторонниками функционализма были Ф. Мольнар, Й. Фишер и М. Майер, по проектам которых в Будапеште построен ряд вилл и доходных домов. Выходцами из Венгрии были М. Брейер и Моголь-Надь, которые с 20-х годов постоянно работали в других странах. Из румь!нских архитекторов нужно отметить М. и Ю. Ианчу, X. Крянгэ, А. Чине-ску — авторов доходных домов в Бухаресте, представляющих собой сложные расчлененные объемы.

Несколько в стороне от указанного направления в развитии мировой архитектуры оказались Болгария и Югославия. Новые конструкции и функциональные системы использовались здесь достаточно редко. Ближе всего к функционализму подошли И. Попов, Н. Диулгеров и С. Овчаров в Софии. В Югославии можно отметить работы 10. Нейдхардта, ученика Ле Корбюзье, Н. Добровича, учившегося в Париже, и Э. Равника-ра. Хотя международный стиль в этих странах был представлен всего несколькими постройками, но и здесь он получил свое самостоятельное развитие.

В 30-х годах в США почти независимо от течений современной архитектуры в Европе возникает второй крупный центр развития архитектуры. Сильные рационалистические тенденции преодолели существовавший здесь эклектизм и влияние Парижской школы изящных искусств. Произошло возрождение традиций Чикагской школы в виде «рекордного» техницизма, в духе которого началась интенсивная перестройка центров крупнейших американских городов и массовое индустриальное строительство типовых коттеджей на городских окраинах. Их строительство проводилось в рамках так называемого нового курса правительства Рузвельта одновременно с широкомасштабным благоустройством ландшафта, строительством энергетических и транспортных систем на р. Теннесси. Особого внимания заслуживает Эмпайр Стейт Билдинг, в то время самое высокое административное здание (398 м), и комплекс небоскребов Рокфеллерсентр.

Наиболее близким к европейской архитектуре было здание Музея современного искусства в Нью-Йорке (1939, авторы П. Л. Гуд-вин и Э. Д. Стоун) с полностью остекленным фасадом. Еще более ярким проявлением существования рационалистических тенденций в американской архитектуре в 30.-е годы стали промышленные сооружения.

Типичным примером американской архитектуры 30-х годов стал Нью-Йорк с его небоскребами, сосредоточенными на Манхаттане. Их формы почти совпадают с имевшим уже столетнюю давность фантастическим предложением Э. С. Филда, названным им «Историческим монументом американской архитектуры». В середине 30-х годов была основана группа СОМ (Л. Скидмор, Н. А. Оуингс, Д. Мерилл), основные работы которой относятся уже к послевоенному периоду, так же как и творчество Г. Баншафта, М. Абрамовича и У. К. Гаррисона.

Второе течение, которое с самого начала XX в. ориентировало американскую архитектуру в прогрессивном направлении, связано с творческой, теоретической и педагогической деятельностью Ф. Л. Райта, которая достигла своей кульминации в 30-е годы. Ф. Л. Райт остался не подвержен психозу техницизма и настойчиво стремился к созданию художественного образа, в котором иногда звучали романтические мотивы, к максимальному слиянию архитектуры с окружающей средой.

Главными посредниками распространения функционалистических принципов в Америке были передовые европейские архитекторы, которые эмигрировали из Европы в 30-е годы, в основном перед началом второй мировой войны. Они сыграли значительную роль в формировании здесь в 40-е годы различных концепций и подходов, иногда и противоположных по своим принципам, но которые и до сегодняшнего дня характеризуют архитектуру этого континента.

Уже в 20-е годы в США переезжает из Германии Э. Мендельсон, из Австрии Р. Нейтра, известный как автор роскошных загородных домов (Кауфман Десерт хауз, 1964), по своему решению очень близких к пониманию Райтом органической архитектуры; из Финляндии Э. Сааринен, который в 50-е годы обратил на себя внимание широтой своего творческого выражения—начиная с технического центра Дженерал Моторс в Мичигане (1951 — 1957), названного «промышленным Версалем», через взметнувшуюся вверх оболочку здания аэропорта TWA в Нью-Йорке к необычайно тонко решенным зданиям университетского общежития в Ныо-Хэйвен (1958—1962), расположенным вблизи исторических памятников архитектуры. В 30-е годы к ним присоединились Мис ван дер Роэ, В. Гропиус, Моголь-Надь, И. А. Олберс, которые свое четкое представление о необходимой целесообразности архитектуры умело сочетали с решением художественно-эстетических задач. Из Испании эмигрировал Л. Серт. Эти архитекторы оказали решающее влияние не только на характер американской архитектуры, но и на концептуальную ориентацию высших учебных заведений, многие из которых они возглавляли вплоть до 60-х годов.

Подобное же влияние имела европейская функционалистическая школа в странах Южной Америки, где архитектура до 30-х годов тонула в эклектизме с отзвуками португальского барокко. Основы современной бразильской архитектуры были заложены «Манифестом функционализма» (1925), написанным Г. Варшавчиком. В конце 30-х годов появились работы бразильских архитекторов Л. Коста, О. Нимейера и А. Рейди — авторов высотного здания Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро (1937—1943), проектирование которого консультировал Ле Корбюзье. Постройки по проекту О. Нимейера в Пампулье, архитектура которых отличалась особым поэтическим пониманием возможностей железобетона, уже обозначили характер архитектуры будущей новой столицы Бразилиа, заложенной на основе градостроительной схемы (1956, автор Л. Коста), несущей черты классицизма. Строительство было в основном завершено в конце 50-х годов по проектам О. Нимейера и конструктора X. В. Гарсиа. Архитектура этих сооружений отличается стилистической четкостью, почти античной монументальностью и простотой.




Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.