Развитие международного стиля

В 30-е годы в мире возникают новые центры развития современной архитектуры, принявшие взгляды функционализма. На его основе было осуществлено строительство целого ряда значительных построек, что позволило освободить архитектуру от схем доживающего академизма и национальных декоративистских тенденций.

Среди новых центров рационалистической направленности проявила себя группа архитекторов «Группа 7», основанная в 1936 г. Ее возникновение после футуризма стало новым шагом развития итальянской архитектуры. Из членов этой группы выделялся Д. Терраньи — автор жилого дома в Комо (1927), Л. Фиджини, Д. Поллини, известные своей архитектурной деятельностью, особенно после второй мировой войны, для фирмы «Оливетти» в Ив-реа. К заслуживающим внимание постройкам относится также здание завода Фиат в Турине (1927, автор М. Трукко) с испытательным автодромом на крыше. Рационалистической программой отличались группа «R» в Риме, основанная в 1928 г. Д. Минукки, я группа в Турине во главе с А. Сарторисом.

Смелой железобетонной конструкцией мостов и перекрытием зала в Цюрихе (1939) отличается творчество швейцарского инженера Р. Майяра, который в сотрудничестве с архитекторами Г. Брехбюг-лером, Ц. и Р. Там заложил основы севременной швейцарской архитектуры 20—30-х годов. В Испании принципами функционализма руководствовались X. Л. Серт и архитектурная группа ГАТЕПАК.

Англия, имевшая прогрессивные традиции в проектировании городов-садов и коттеджей, в 30-е годы встала на путь функционализма. В этом направлении выделялись члены творческой группы «Тектон» во главе с Б. Любеткином, которые построили в Лондоне дом, имеющий в плане форму двойного креста (1933), лечебный центр Финсбери и павильоны Лондонского зоопарка. Целесообразностью, конструктивной легкостью и современностью формы отличаются заводы в Бистоне (1930—1932, автор О. Вильяме), а также универмаг в Лондоне (Вильям Грабтри).

Свой вклад в развитие английской архитектуры внесЭ. М. Фрай, сотрудничавший с В. Гропиусом (школа в Кембридже, 1936), а после второй мировой войны с Ле Корбюзье при строительстве города Чандигарх в Индии. Постоянный контакт с CIAM поддерживала групп? MARS (образовалась в 1931 г.), основателем которой был Р. С. Йорк. С новыми тенденциями в английской архитектуре связан также широкомасштабный проект градостроительного решения Большого Лондона (1940—1944), созданный П. Аберкромби. Его поэтапная реализация начинается после второй мировой войны со строительства первых из 14 задуманных городов-спутников — Стивенэйдж и Харлоу.

Влияние функционалистической школы сказалось и на архитектуре относительно изолированных скандинавских стран, где произошло взаимопроникновение функционализма и местных традиций северной архитектуры. Это стало причиной возникновения здесь современной архитектуры совершенно специфического характера, в котором нашли отражение местные климатические условия, богатые ресурсы природных строительных материалов и своеобразные культурные традиции отдельных стран.

Эта новая волна в архитектуре северных стран связана с Стокгольмской выставкой в 1930 г., которая продемонстрировала широкое применение новых строительных материалов, конструкций и созданных на их основе новых форм.

Современный дух стокгольмской выставки повлиял и на архитектуру Дании, для которой более всего характерны простота и строгость формы, использование неоштукатуренного кирпича и железобетона. Примером такой архитектуры является университет в Аар-хус (1932—1938, авторы К. Фискер, К. Ф. Моллер и П. Стегман) и большинство построек известного датского архитектора А. Якоб-сена, которые пространственной изолированностью и компактностью объемов напоминают некоторые особенности, традиционные для сельской архитектуры Дании.

В 30-е годы ведущим архитектором скандинавских стран становится финский зодчий А. Аалто. Творчество Аалто с самого начала представляет собой гармоническое сочетание архитектурной формы и природы, единство материальной культуры и отличается высоким художественным уровнем. Решение рациональных требований у него сочетается с необычайным пониманием особенностей естественных материалов — камня и дерева, их художественная и техническая обработка до сегодняшнего времени относится к наиболее совершенным.

Особенности творчества Аалто, проявившиеся уже в архитектуре его ранних работ библиотеки в Выборге (1927—1935) и санатория в Паймо (1929—1933), быстро стали характерными для всей архитектуры северных стран. Дальнейшее развитие творчества Аалто может быть показано на примере виллы Майреа и Финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, где Аалто вместо общепринятой прямоугольной системы предложил криволинейную форму плана и сложную структуру ограждающих поверхностей, что создавало впечатление пространства, полного динамики. На этом же принципе основаны и его послевоенные постройки, например культурный центр в Хельсинки и собор вблизи г. Иматра середины 50-х годов.

Подобный характер имела и архитектура финских зодчих А. Эр-вя и К. и X. Сирен — авторов известного города-сада Типиолы (1954—1960) недалеко от Хельсинки, которые своими последующими работами создали представление о современной финской архитектуре. На принципы международного стиля опирались и другие финские архитекторы — А. Бломстед, Е. Хуттунен, Лингрен, работавшие так же, как и Аалто, и после второй мировой войны. Финская архитектура с 30-х годов и до настоящего времени представляет собой гармоничное сочетание местных традиций и принципов функционализма, отличается единством материальной, технической и художественной культуры и совершенным решением вопроса взаимоотношения архитектуры и окружающей природы. Здесь так же, как и в Швеции, -высокого уровня достигает решение интерьеров, мебели и различных архитектурных деталей, создающих своеобразный северный стиль, который после второй мировой войны распространяется и в других странах. Указанные особенности финской архитектуры стали существенным вкладом в развитие современной мировой строительной культуры прежде всего естественностью связи с природой вновь создаваемых градостроительных и архитектурных комплексов.




Смотрите также


Copyright © 2010-2018 remondom.ru. Контакты: info@remondom.ru При использовании веб-сайта Справочник строителя, гиперссылка на источник обязательна.